Экспертиза по закону № 44 фз

Экспертиза по Закону № 44 ФЗ

Согласно части 3 статьи 94 Закона 44 ФЗ, заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции после выполнения поставщиком обязательств по контракту. Она может быть внутренней – проводимой своими силами, а также внешней – когда к ней привлекают экспертов, экспертные организации.

Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ не предусматривает случаев, при которых данная проверка может не выполняться. Предмет контракта, его стоимость, основание для заключения не влияют на необходимость исследования. Более того, его проводят каждый раз перед подписанием заказчиком приемочного документа.

В каких случаях нужна экспертиза

Исследование на предмет исполнения госконтракта обязательно. Это зафиксировано в Федеральном законе от 05.04.13 № 44-ФЗ. Контроль качества проводится до подписания документации о приемке товара, работ либо услуг. Он нужен для защиты интересов заказчика, если оказанная услуга, поставленный товар либо сделанные работы не отвечают условиям контракта.

В законе 44 ФЗ ничего не сказано о ситуациях, когда разрешено обойтись без аудита. Это значит, что его выполняют по всем госконтрактам. Исключением становятся такие контракты, которые были подписаны до принятия 44-ФЗ.

В некоторых случаях госконтракт предполагает поэтапное исполнение обязательств. Тогда экспертное исследование проводят по окончании каждой стадии. Может быть предусмотрена каждомесячная приемка продукции. Тогда контроль осуществляется ежемесячно. Если услуги, работы или товары принимаются каждый день, тогда и проведение проверки должно быть ежедневным.

Примечательно, что заказчикам нельзя подтверждать соответствие продукции после окончания срока действия госконтракта – «задним числом».

Что проверяют эксперты, экспертные организации

Сторонними экспертами выступают физические лица и организации. В соответствии с положениями 44-ФЗ, они проверяют надлежащее качество, объем оказанных услуг, поставленных товаров, произведенных работ. Контроль качества бывает сплошным, когда проверяют всю продукцию, все работы. Или выборочным — в таком случае смотрят выборку товаров с распространением итогов проверки на всю партию.

Одновременно с проверкой продукции по качеству в соответствии с 44-ФЗ осуществляется аудит маркировки, комплектности. Смотрят, соответствует ли тара образцам и требованиям техрегламентов, ГОСТов, ТУ.

Затем проверяют подлинность документации, которую предоставляет поставщик. В нее входят акты приемки товара, накладные, счета, спецификации. Все бумаги обязаны иметь непосредственное отношение к продукции, по которой проводят экспертизу. Если у эксперта появляются сложности в установлении этого обстоятельства либо сомнения, он указывает это в заключении, делает пометки, прописывает причины.

При отсутствии нужной документации эксперт докладывает об этом руководителю, который решает вопрос актуальности дальнейшего исследования. Если по итогам процедуры обнаруживаются недостатки, несоответствия условиям госконтракта, составляют протокол разногласий.

В чем заключается сложность процедуры

Некоторые услуги и товары полностью оценить можно лишь при употреблении либо в результате окончательного исполнения. Например, продукты питания, бензин, ремонт оборудования. В таких ситуациях специалист вправе выполнить оценку качества, основываясь на мнении и претензиях потребителей этих услуг и товаров.

Если заказчик проводит экспертизу своими силами, что не запрещено законом 44 ФЗ, особых требований к оформлению документации нет. Однако на практике распространены случаи, при которых приходится подтверждать факт выполнения проверки до приемки. В таких ситуациях недостаточно просто подписать приемочную документацию.

Факт проведения аудита подтверждают проставлением визы согласования на документацию о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на осуществление этого мероприятия. Можно также составить экспертное заключение – его делает то же лицо. По 44-ФЗ допускается создание приемочной комиссии, уполномоченной не только на приемку продукции, но и на оценку ее качества.

Нюансы самостоятельного проведения экспертизы

Необязательно делать аудит с помощью привлеченных экспертов – закон 44 ФЗ позволяет выполнить его своими силами. Внутреннюю проверку проводит любое лицо — штатный сотрудник, персонал заказчика. Их квалификация может даже не относиться к закупочной сфере. Законом 44 ФЗ не установлено специфичных требований к оформлению процедуры.

Самостоятельный аудит проводят поэтапно:

  1. Издание приказа о создании экспертной комиссии из числа работников (5 и более сотрудников). Обязательно указывают условия контракта, этапность, сроки, реквизиты.
  2. Оценка результата исполнения госконтракта в течение периода, который зафиксирован в документе.
  3. Оформление документации о приемке. Это может быть акт приема-передачи, заключение по результатам деятельности комиссии.
  4. Отказ в приемке заказчиком при обнаружении несоответствия условиям контракта – до ликвидации нарушений поставщиком.
  5. Изложение заказчиком в отчете сведений о надлежащем или ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств.

Отчет размещают после этого в ЕИС в сфере закупок, прикладывают документ, созданный по результатам деятельности экспертной комиссии.

Рекомендовано изучить письма Минэкономразвития РФ, разъясняющие порядок проведения мероприятия. Например, письмо Минэкономразвития России от 11.04.2014 № Д28и-477.

Трудности самостоятельной процедуры

Что касается оформления результатов исследования, они определены в 44-ФЗ весьма расплывчато. Это вызывает некоторые затруднения. Достаточно упомянуть в документе о приемке, что он был выполнен. При этом должна быть подпись каждого члена комиссии. Не запрещено также создание своей собственной формы отчетности.

Перечень лиц, которым разрешено проводить оценку, ограничен. В части 2 статьи 41 44-ФЗ зафиксировано, кого привлекать к процедуре нельзя. Там опубликован список из 3 пунктов, краткое содержание которых – это юрлица и физлица, на чьи решения поставщик способен повлиять.

Преимущества внешней экспертизы

Контроль результатов может быть выполнен специализированной организацией, если того желает заказчик. Чаще всего это делают при:

  • отсутствии в штате сотрудников, способных оценить итоги исполнения госконстракта;
  • возникновении спорных, конфликтных ситуаций;
  • отсутствии достаточной для качественной оценки материально-технической базы.

К тому же 44-ФЗ определяет случаи, когда проведение внешнего аудита становится обязанностью. Они касаются договоров с единственным поставщиком, которые заключены по ряду оснований из части 1 статьи 93 44-ФЗ.

Как работают профессионалы

Опытные эксперты имеют все требуемые знания и умения для качественного аудита по закону 44 ФЗ. Они гарантируют достоверную, точную проверку соответствия результатов исполнения госконтракта его условиям. Их заключение позволяет принять обоснованное решение о приемке либо отказе.

Сотрудники Центра Строительного Контроля имеют профильное образование, требуемую квалификацию и наработанный опыт проведения исследований. Мы сэкономим ваши силы и время.

На ком лежит ответственность за проведение аудита

При обращении к сторонним специалистам для них ответственность определена законодательством. Она может быть административной (статья 7.32.6 КоАП РФ) или уголовной (статья 200.6 УК РФ).

Эта ответственность не распространяется на «внутренних экспертов», закон 44 ФЗ не определяет их таковыми. Как правило, это сотрудники из штата заказчика, действующие от его лица. К ним применимы другие меры законодательства. Они зависят от тяжести наступивших в результате ненадлежащего аудита последствий:

  • Если должностное лицо должно было привлечь проверяющие организации и не сделало этого, на него накладывают административный штраф – 20 000 руб.
  • За несоставление нужной документации, нарушение этапности поставки, ненаправление отказа − наказание аналогичное.
  • Если приемка выполнена при несоответствии условиям сделки или поставщиком не ликвидирован недостаток, что привело к дополнительному финансированию из бюджета РФ, должностные лица платят штраф от 20 000 до 50 000 руб.

Эти штрафы определены в соответствии с частями 8–10 статьи 32 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности – 1 год со дня совершения административного правонарушения.


Остались вопросы? Звони!
+7 (4872) 52-07-09
Спасибо
Ваше сообщение отправлено!