Автомобильная дорога – это не только видимая часть покрытия. Она включает также основание и подстилающий слой, который укладывают на грунт и на который передаются нагрузки от транспорта. В понятие «дороги» входят и все расположенные под ней конструктивные элементы и сооружения, являющиеся ее технологической частью.
Основная задача искусственно созданных полотен состоит в том, чтобы выдерживать нагрузку от автотранспорта. От качества покрытия и используемых материалов зависит срок службы трассы.
Низкое качество выполнения работ и использование ненадлежащих материалов приводят к разрушению участков. При возникновении остаточных деформаций их важно вовремя устранять. В этом помогает контроль толщины дорожного полотна. Однако процедуру проводят не только в случае разрушения участков покрытий.
В зависимости от задействованных материалов дорожные одежды делят на:
Каждый слой проектируют с учетом требуемой стойкости к низким температурам, предполагаемых нагрузок и высоты уступов, расположенных в поперечных швах между плитами.
Требования к толщине слоев дорожной одежды указаны в ГОСТ Р 59120-2021.
Минимальная их высота должна быть 18 см, а максимальная – 24 см. Нарушение этих требований ведет к деформации дорожного полотна с образованием впадин и постепенным проседанием.
Первые два варианта относятся к неразрушающему контролю толщины дорожных покрытий. Они позволяют сохранить слои полотен целыми. Однако иногда все же может потребоваться бурение с отбором кернов. А в некоторых случаях для точности результатов проверочные исследования комбинируют – методы неразрушающего контроля толщины дорожных покрытий сочетают с забором образцов и бурением шурфов.