Асфальтовые полотна изготавливают из асфальтобетонной смеси, минерального наполнителя (щебня или песка) и битума. Главное требование к ним – они должны быть надежными. Чтобы добиться этого, специализированные лаборатории предпринимают контрольные меры на разных этапах производства и укладки. Проверочные мероприятия организуют с учетом утвержденных техрегламентов и проектных требований.
Одним из методов проверки качества дорожного полотна является испытание вырубок из асфальтобетонного покрытия. Для его реализации вырезают образцы, которые называются кернами. Они имеют форму параллелепипеда или куба. Образовавшиеся на местах вырубки ниши заполняют холодной смесью, чтобы дальше эксплуатировать участок.
Отличить качественный материал от бракованного самостоятельно невозможно. Поэтому при строительстве дорог или монолитных бетонных конструкций проводят испытания вырубок из асфальтобетонного покрытия. Только такая проверка позволяет удостовериться в том, обладает ли материал требуемой прочностью и прослужит ли он в течение многих лет.
Эти процедуры выполняют в разнообразных ситуациях:
Оценку качества работ выполняют также с разными целями – определить оптимальный состав подгрунтовки перед асфальтированием, технику укладки и уплотнения, добиться нужного уровня сцепления между слоями.
Испытание вырубок заказывают также тогда, когда возникают разногласия между подрядчиком и заказчиком. Только детальная проверка образца позволяет установить отклонения от норм и нарушения технологии укладки. Результаты таких анализов используют в суде при необходимости.
Пробы асфальтобетона для тестирования отбирают путем бурения. Их можно извлекать из одного слоя, а также из всей толщи дорожной одежды. Пробы можно брать из отдельных компонентов – битума, щебня или песка.
Эксперты исследуют физико-механические показатели взятых материалов, их способность выдерживать нагрузки и стойкость к воздействию внешних факторов.
Для каждой марки асфальтобетона определены свои временные рамки для извлечения тестовых кернов. Отбирать образцы до наступления этих сроков не рекомендовано, иначе не сформируются до конца требуемые эксплуатационные параметры дорожного полотна.
Испытание вырубок асфальтобетона предполагает извлечение 3 фрагментов на протяжении 1 километра. Такие правила зафиксированы в требованиях регламента. Время выдержки полотна перед отбором кернов для горячих асфальтобетонов составляет 24 часа, а для холодных смесей – 15 часов.
Выборка тестовых экземпляров должна осуществляться на расстоянии 0,5 метра от края полотна. Объем вырубки рассчитывают с учетом размера и числа экземпляров, требуемых для полного цикла исследований.
Акт с результатами процедуры направляют в отдел госуправления по приемке дорожного полотна или капитальному ремонту асфальтобетона.